О компании Наши услуги Наши цены Полезные ресурсы Наш блог Наш форум Наши контакты
Главное меню
контакты

Основные услуги

Ваше мнение нам очень важно.
очень интересная статья
не могу оценить ее полезность
мне не понравилось

Комментарий

Авторские права

© Азбука бизнеса 2009-2024

Все авторские права на этот текст принадлежат ООО "Азбука Бизнеса". Любая перепечатка разрешена только при условии полного сохранения оригинала текста и указания авторства.

В случае размещения этого текста на других ресурсах сети Интернет, все ссылки в тексте должны быть сохранены и быть активными. Активная гиперссылка на этот текст обязательна.

Практическое применение

На момент опубликования этой статьи она полностью соответствует действующему законодательству. Однако, законодательство меняется, применимость тех или иных советов может зависеть от вашей конкретной ситуации. Мы рекомендуем вам проконсультироваться со специалистами в случае, если вы собираетесь применять знания, полученные из наших статей.

Основные изменения в налоговом законодательстве с 2016 года.

Введение.

Мы уже давно привыкли к постоянному совершенствованию, а иногда (все чаще) и ужесточению налогового законодательства в России. Чего стоят только последние изменения в контроле за НДС, обязательный электронный документооборот или расширение полномочий прав налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок.

Например, по итогам работы за первые полгода 2015 количество запросов из налоговых органов увеличилось в разы по сравнению с прошлым годом (ведем соответствующую статистику). Отметим, что речь в данном случае идет о запросах, не связанных с ошибками при формировании отчетности/расчете налогов. Существенно возросла скорость направления требований на уплату налогов, а также взыскания недоимок налоговым органом.

Запросы на предоставление пояснений по любым поводам стали любимым инструментом налоговиков по сбору информации от налогоплательщика.

При этом во многих случаях подобные запросы, судя по всему, есть результат неправильной работы систем автоматизации налогового органа. Иногда, получив очередной запрос от налоговой, для которого нет никаких причин, можно позвонить контактному лицу в ИФНС с вопросом : "Скажите, а что за очередную фигню вы нам прислали?" и услышать в ответ: "Да что-то программа у нас не то загрузила, вот и разослали всем такой запрос, независимо от того, есть ли для него причина". В роли такой "некорректной программы" может выступать и УФНС. Прислали списки разослать - ИФНС рассылает. А налогоплательщику отвечать.

Естественно, резкий рост количества запросов от налоговых органов приводит к росту издержек у налогоплательщика. Ведь на запрос надо посмотреть, оценить его законность, понять, что с ним делать, написать ответ, подобрать документы и так далее. Несомненно, издержки растут и у налоговых органов. И чем больше у налоговых органов будет издержек, тем быстрее они, как нам кажется, начнут модифицировать свою систему для снижения количества ненужных запросов. Так что жалуйтесь на все что можно, запрашивайте пояснения и разъяснения по каждому запросу. Как мы тратим время на обработку никому не нужных запросов, так и налорг пусть тратит на это же свое время.

Так что контроль усиливается, а вот насколько он будет эффективнее - посмотрим.

Основные направления налоговой политики на 2016-2018 годы.

На сайте Минфина опубликованы Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Важной видится основная идея: С учетом непростой экономической ситуации в последние два года, приоритетом Правительства РФ «остается недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику» (с). Посмотрим, конечно, опять же может "хотели как лучше, а получилось как всегда" (c), но подобная декларация внушает надежду.

Так как мы обсуждаем проблемы и пишем статьи все-таки для небольших бизнесов, а не для Газпрома, то реформы налогового законодательства в отношении консолидированных групп налогоплательщиков и налогового маневра пропустим, а рассмотрим только те изменения, которые затрагивают малый и средний бизнес. Кстати, многие из перечисленных в документе мер нашли отражение в законодательстве – соответствующие изменения уже внесены в НК РФ.

Налог на имущество организаций. Продолжение эксперимента.

С 2013 года от налога на имущество освободили все движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013. Вроде как – отличное решение.

Вместе с тем с 2015 из объектов налогообложения вывели основные средства 1-2 группы (со сроком полезного использования 1-3 года, например – компьютерная техника, принтеры, мелкий инвентарь и оборудование), а вот все остальное движимое имущество в налогооблагаемую базу теперь попадает, но облагается налогом только в том случае, если было получено при реорганизации или от взаимозависимого лица (применяется так называемая «льгота»).

И вот по результатам 1 квартал 2015 года началось. Налогоплательщики, заявившие такие «льготы», получили уже не запросы на пояснения, а полноценную камеральную проверку с соответствующими требованиями о предоставлении документов. И с формальной точки зрения не придерешься – пункт 6 статьи 88 НК РФ дает право налоговому органу запрашивать документы при использовании льгот.

При этом в опубликованном документе Минфин признает, что:

«..новая норма также привела к определенным проблемам в ее применении. Так, проведение реорганизации юридического лица в условиях действующего законодательства приводит к налогообложению имущества даже в тех случаях, когда это имущество ранее правомерно освобождалось, а передача имущества от взаимозависимого лица не обязательно является признаком злоупотребления (например, при осуществлении централизованных закупок оборудования через зависимое лицо).

Таким образом, необходим дальнейший мониторинг ситуации и с учетом обязательства по неповышению налоговой нагрузки разработка вариантов модификации этой нормы.»

В общем, эксперимент продолжается. Мы рекомендуем внимательно следить за своим налогом на имущество, так как в данных условиях легко можно заплатить налог с того, с чего платить не надо и, наоборот, не заплатить с такого имущества, с которого платить надо. Примеров подобных ошибок мы видим достаточно.

Изменения в учете основных средств (амортизируемого имущества).

С 01 января 2016 года увеличен порог стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения – до 100 000 рублей, что, с учетом такого роста курса валют, довольно логично. Недорогое оборудование (серверы, компьютеры, принтеры и прочее офисное оборудование, инструмент, мебель...) можно будет списывать единовременно в затраты в момент ввода в эксплуатацию. И это хорошо. Быстрее включаем стоимость такого имущества в расходы, уменьшаем налог на прибыль в периоде покупки (обычно он совпадает со вводом в эксплуатацию у малого бизнеса), уменьшаем количество объектов учета, упрощаем налоговый учет. Все хорошо, кроме одной небольшой ложки дегтя.

В бухгалтерском учете все пока без изменений – предел стоимости основного средства остается на уровне 40 000 рублей, соответственно, опять множатся расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом.

Специальные налоговые режимы

Напомним, что:

С 01 января 2015 года предприниматели, впервые зарегистрировавшиеся в этом качестве, получили право на налоговые каникулы на два года – законами субъектов РФ налоговая ставка может быть снижена до 0. С начала 2015 года уже пять регионов РФ ввели у себя нулевую ставку налога – это Адыгея, Хакасия, Сахалин, Омская и Волгоградские области.

А с 01 января 2016 года:

Субъекты РФ получили право снижать ставку единого налога УСН с объектом «доходы» с 6 до 1 процента и с 15 до 5 процентов – для УСН с объектом «доходы минус расходы»).

Муниципальные образования, а также города федерального значения получили право снижать ставку ЕНВД с 15 до 7,5 процентов в зависимости от вида деятельности и категорий налогоплательщиков.

Расширены виды деятельности, при осуществлении которых можно применять патент – пункт 2 статьи 346.43 НК РФ дополнен подпунктами 48-63.

Стоит следить за изменениями местного законодательства. У регионов появляется все больше прав по стимулированию той или иной предпринимательской деятельности.

Авансовые платежи по налогу на прибыль.

С 01 января 2016 года ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль будут уплачивать только налогоплательщики, сумма выручки от реализации у которых за последние четыре квартала превысила 60 миллионов. На сегодняшний день ежемесячные авансовые платежи уплачиваются при выручке более 40 миллионов.

Небольшое, конечно, изменение, но все равно кому-то может быть полезным и улучшить финансовый поток.

Новая отчетность и новая ответственность для налоговых агентов по НДФЛ.

Если вы выплачиваете зарплату сотрудникам или привлекаете работников по договору подряда, то новая отчетность со следующего года – для вас. С 01 января 2016 года вводится новая обязанность для налоговых агентов в отношении НДФЛ (налога на доходы физических лиц) – ежеквартальная отчетность «Расчет сумм НДФЛ».

Срок для представления расчета установлен как последний день месяца, следующего за отчетным периодом, то есть 30 апреля, 31 июля, 31 октября. Годовой отчет, как и прежде - не позднее 01 апреля следующего года.

Если налоговый агент не представил расчет по НДФЛ, налоговый орган имеет право через 10 дней приостановить операции по счетам в банке и переводы электронных денежных средств. Соответствующие поправки в статью 76 НК РФ вступают в силу с 01.01.2016. Кроме этого, за нарушение срока представления расчета предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 126 НК РФ (пункт 1.2) в размере 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

НК РФ также дополнен статьей 126.1 «Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения», в соответствии с которым за каждый документ, содержащий недостоверные сведения, налоговый агент может быть оштрафован на 500 рублей.

То есть со следующего года налоговый орган начинает жестче контролировать расчеты и уплату НДФЛ в бюджет – сейчас налоговые агенты отчитываются раз в год, а штраф за непредставление отчетности составляет всего 200 рублей за документ. Годовая отчетность позволяла задерживать уплату НДФЛ в бюджет и, фактически, кредитоваться у государства под каких-то ~10% годовых. Теперь такой возможности не будет. Органы начнут гораздо раньше узнавать о недоплате НДФЛ в бюджет и, скорее всего, более оперативно принимать меры по взысканию.

Из хорошего можем отметить, что ставки по страховым взносам на период 2016-2018 решено оставить прежними.

Заключение.

Отрадно, что в условиях ухудшения экономической ситуации власти пошли не по пути увеличения ставок налогов или усиления уголовного давления на бизнес, а по пути улучшения собираемости существующих налогов и стимулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

Развитие методов автоматизированного контроля отчетности и уплаты налогов, усиление профилактической работы с компаниями и предпринимателями по устранению схем уклонения от уплаты налогов и улучшению достоверности учета, выдавливание чернушников "на обочину" (разными способами), позволяют надеяться, что способность нарушать законы, давать взятки и откаты рано или поздно перестанет быть конкурентным преимуществом. Что компании и предприниматели начнут конкурировать за счет качества продукции и услуг, а не кто больше положит в карман чиновнику или менеджеру по закупкам.


Обсудить на форуме или задать вопрос по почте